Kazakhstan Contemporary Art Gallery

Kazakhstan, as well as an artist, needs a brand

Business & Vlast newspaper 30.10.2015 Text: Dina Duspulova

In an interview with Serik Seydumanov, the deputy of Parliament of Kazakhstan, ex-vice Mayor of Almaty city, an art expert Dina Duspulova raises the question of a possible scenario for development of the fine arts’ market in Kazakhstan and how to create favorable conditions for its building.

 Mr. Seidumanov, the global trends in culture and art are such, that in many economies, the creative industries have become a significant, and in the UK, a leading sector. Since 1998, being a priority of the British national policy, they bring to the country 77 billion dollars annually. Not Paris, but London today is called the cultural capital of the world. Why doesn’t the new economic status of the art industry, considered in the developed countries as a potential for the economic growth, facilitate the creation of this sector in Kazakhstan?

 You talk about the developed countries, and we are a developing economy, moved to the level of medium developed country, which has its own regularities. Now we are in the middle-income trap (12-15 thousand dollars per capita): in the first place people have a satisfaction of needs for good housing, good car, clothes. At this time, culture is in the second place. There are general world regularities of development of the countries. Though in general, as a country, we are at the middle-income level, it is an economically difficult period now, which means that it is once again rolled back a bit. During the crisis, first of all, the majority of the population thinks about primary needs. Once the position is aligned, there is a growth, more people start going to the cinema, theater, and appreciate works of art. Kazakhstan will come by then, when works of art would mean higher than bread, but now we need bread more, even for the middle class. As for the upper class, it is quite narrow, still going through formation.

 And what about the Asian art market? In China, India, art has served as a stimulus, a catalyst for the economic development?

 China is a different country. There is a party system. They have had a rich layer of people, who should invest; they were given the order and they do it. We have a different system: a direct appeal, slogans do not work with us.

 We also have a rich layer, who should invest in art. In China this policy within the country is the state. Another model works in India; the process there was started from the outside. The Indian art was promoted by Christie's and Sotheby's auction houses, and early buyers were from different parts of the world. When the Indian millionaires saw foreigners buying up the Indian artists, they started investing, the boom began, prices skyrocketed. Now the art market in India, along with China, is one of the most actively developing.

 There is stable middle class in these countries. Yes, the average gross income per capita in China is very low, but GDP and total of middle class in these countries is estimated in hundreds of millions, and that is it. Middle class in India is officially at 650-700 million people. In China, because of the Communist ideology, the real stratification of the population is hidden, but the account there also goes on hundreds of millions. At us, on 17 million population even if some million are of the middle class, it is an unstable indicator. Second, China’s economy has developed since 1978, that is 37 years, including five years of rapid growth. We began to gain pace in development only since 2000; we are just 15 years old. During the crisis, we are able to comprehend external and internal factors and work out the ways when not only bread, but products of culture, would be much in demand. Today, the demand is there, but it is low. Such is the objective situation.

 There is no art in Kazakhstani recognizable faces abroad. However, there is a great interest in the world in Kazakhstan as a whole, to its history and culture and what happens to us now. Given that the global art scene is in need of new faces, it is a good chance for our artists. Could you imagine the conditions which would increase the popularity of the Kazakhstani art in the world?

 Conditions have already started ripening, there is an understanding and the experts. Another thing is that some things are holding back. It is educating a new generation of specialists and nation branding. It is not just about the artists. Kazakhstan, like an artist, needs a new brand. That is why the Leader of the nation suggested to call the republic the Country of the Great Steppe. For this purpose, there is a special policy of branding. Turkey, for example, is following this way and now there has appeared a lot. We started going this way too. In the textile industry, instead of former Almaty Cotton Plant the new names appeared: Kaumenova, Zibro firm and others. The same process of branding has to go into the sphere of culture too. You remember how Kalmykov, the artist, was promoted? He is a gifted artist and today is one of our classics, but in due time Kalmykov was not considered a classic, and through branding he became recognizable, and in demand. Second, we have not yet entered the English-speaking world. Generally, we still live in the Russian-speaking world. And when we get the English-speaking space, we will work at a global PR technology. Why, do you think, for example, there is material about Kazakhstani sport on the Euronews TVchannel? – We are looking for channels for PR actions abroad.

 The language of art is the best channel, it is understandable with no words. Nation branding is best done through the fine art.

 I agree, but the current generation of art critics do not speak English; our specialists and society as a whole are not yet ready. Understanding has only a narrow circle, such specialists can be counted on the fingers of a hand, but there is still no critical mass of people who can carry out such actions. To be recognizable in the world, we need a person, who would be able to break through the wall and do it professionally. Within the country I understand these processes well, but I don't know how they work in the world. To go global, it is necessary that the person is capable, gained technology and knowledge . That person could be, for example, you.

Thank you. We can do more together. Kazakhstani artists do not position themselves as a part of the global art process. Many artists understand the need to change something, but in attempt to combine two in one, either art or commerce is behind. Every well-known artist has his own "support group", which makes him a brand name of a star and uses all the rules of commerce in brand making. Why the small enterprises in art industry are not considered to be a future engine of the Kazakhstani economy, like in the UK?

 Because the country has not developed innovative practice. Do we have a few gold heads? Talk is not just about the artists, let us take the inventors: how much do we have implemented in the economy, whether a lot of plants we created on the basis of their inventions? It is our weak spot. We can invent the most clever things, but they would all remain nameless, not implemented...

 Because behind an artist, for example, there is not an art manager, who would be engaged in commercialization of his work.

 Very true, there is no system of commercialization. We are just taking our first steps; the first people emerge. You have raised a very good question, but it depends on our society’s level of development. It rests not in talents - our people are talented - but in the lack of  specialists’ management qualities. And second, lack of investment capital. These two things are missing.

Is it possible to link the legalization of income of the rich Kazakhstan citizens with investment in the domestic arts at the legislative level, just like the Chinese buy only the Chinese, and the prices for works by local authors hit all imaginable records?

 During legalization 79 billion tenge back in the country, 4 billion tenge taxes paid. It is a bit. Estimated, overseas can be up to 150 billion dollars. Even if we take half of that amount, the difference is big: 75 billion dollars and 75 billion tenge. Our task is to get money back to the country, but not link these two processes – legalization and investment in culture - with the legislation directly. If we link them at legislative level, nothing would come back, neither in the country, nor in art. But if we would find the mechanism of these billions return, they would spread across all the segments by the social laws. Thanks to regularity of spreading, the market economy and the oil money has enabled us to grow the wealth of the country. Here is too, if 75 billion dollars, or at least 20 billion dollars come back, they would spread across all the layers, and to a greater extent would automatically go into the sphere of culture, because primary and even secondary needs of the people, who took their capital abroad, have been already met. The main thing is that it got back.

 Today oil, metals, real estate prices drop. At the time of economic turmoil, art as an alternative investment, serves as a haven for money. Where, if not in the art to invest those, who want to legalize money?

 People who have big money, know where to invest. They have already invested, where it is necessary abroad, but if the part of money comes back, then to save them, they would invest in culture and art. That is the only way. No options. It is a social regularity, many countries have gone through it, and we have not yet. Another thing is to give the people security assurance that the rules of the game wouldn't change at any point and there would be no prosecution for the money. For example, I have money, I brought them into the country, and the game’s conditions have changed, and I lose both money, and freedom. If forgave you are forgiven, if legalized it is legalized. And let the person work for the country and people, and he would work if he is inside the country. Part of money would go to new production, new technology, and part to the culture.

 In the mid-90s I worked as a translator and once I got a thick book in my hands called "The Law On Art in the USA". At first I was half-hearted, but soon involved. What is the law! - it is clear, why since the 1960s, America on the volume of the art market on the first place in the world. For collectors it is just paradise, money is formed like out of air: just because a person holds a collection, there is interest, discounts for a tax and the artworks grow in price. The similar law on art in Kazakhstan would serve a refund mechanism, money back into the country. As the Parliament deputy, lobbying such a law, profitable to an investor, you would enter the Almaty history. You served in the post of the Deputy mayor for culture for many years and know the Almaty artistic environment.

Not just know, I am personally familiar with many artists, I know how they live, what they breathe, with my own eyes I saw artworks they keep in store rooms. 

 On what basis do you form your collection? How many works and how much it is estimated?

 I have a collection of paintings. It was formed due to my contact with the world of creativity. The collection implies the direction and I have a cityscape. When I was buying or I was given the pictures, they cost a little, about100-200 dollars. I never thought of the number of pictures; therefore I don't know the price. Why? They are just favorite pictures, my collection is precious to me for the soul, not for material value. Perhaps, now it has increased in price, I don't know.

 This is it! No one in the country has an idea, how much is his collection is worth. The  art in "gift" prevails in the country. It was purchased for pittance or as a gift, and pictures serve no more than just the interior decoration. What artist knows how much is his art? It is the work of an expert. The investment appeal of an artwork,  not assessed by appraiser, is zero. There are several systems of price indicators in the world. It is necessary to create an infrastructure which would be engaged in indexation of profitability of pictures of the Kazakhstani artists. And the work is not so much, since the art of Kazakhstan is just a hundred years old. Let an expert-appraiser assess the starting market price. Perhaps all of a sudden amongst the works there are masterpieces.

 I think, two or three artworks of mine are definitely masterpieces. I communicate with the people, who have art collections and you can meet masterpieces in their houses and the owner realizes the fact, but doesn't know the price. Most of them do not even suspect that the picture can cost a fortune. Sometime it happens in life history that the owner  considered a thing a knickknack, and it turned out that it costs millions. This somehow always occurs abroad, and it would be desirable for us in Kazakhstan as well. So if there is what you speak about, I would like to know the price of my pictures which I purchased for a pittance. You know, you raised such a good subject, so cards to you in hands! There are few, who think in this way, you moved up a level above the rest. You have knowledge and experience in art market questions. You are engaged in this business, therefore manage it and organize. And we, those who love and understand this business and who can be any help, are ready to lend the shoulder and come to you to help, but we would not be engaged, because we are just fans, we have another matters to do. 

 Forming of the domestic art market could become a response of Kazakhstan to the severe economic crisis of the present. The art is stable, it is the only commodity the price of which may rise after purchase. For us, like in China 10-15 years ago, there is no auction house . Today the Chinese are the most expensive artists in the world, there over hundred auction houses, more than 50 thousand sellers of art. Contemporary art is entirely promotion, and almost all prices in the art market are  "done", and today’s global art market of 80 billion dollars.

 Definitely, is promotion, and it is a huge amount of money, but there is no share of Kazakhstan after all. And what talents at us! Art is hard currency. Investing can have stability and growth, and if you sell, you would surely get profit. We have to come to this, though the countries are different, but regularities the same.

 I am sure that the members of the closed club would follow you; they would begin to enjoy. I agree, that the collection of art is a hobby and it is necessary to impart the taste, but it also has the social status. If you have a collection, you have the appropriate position and an admission upward.

 I agree with you. Let's continue this work. 

 Many thanks for the conversation.

Казахстанская галерея современного искусства

Казахстану, как и художнику, нужен бренд

Газета «Бизнес & Власть» 30.10.2015 Текст: Дина Дуспулова

В интервью с депутатом мажилиса Парламента РК, экс-заместителем акима Алматы Сериком Сейдумановым, арт-эксперт Дина Дуспулова поднимает вопрос о возможных сценариях развития рынка изобразительного искусства в Казахстане и о том, как создать благоприятные условия для его выстраивания.

 Серик Турарович, мировые тенденции развития культуры и искусства таковы, что в экономике многих стран творческие индустрии стали значимой, а в Великобритании - ведущей отраслью. Являясь приоритетом британской национальной политики с 1998 года, они ежегодно приносят стране 77 миллиардов долларов. Сегодня не Париж, а Лондон называют культурной столицей мира. Почему новый экономический статус арт-индустрии, анализируемый в развитых странах как потенциал для экономического роста, не способствует развитию этой отрасли в Казахстане?

Вы говорите о развитых странах, мы же из развивающейся экономики перешли на уровень среднеразвитой страны, у которой свои закономерности. Сейчас мы попадаем в ловушку среднего дохода (12-15 тыс. долларов на душу населения): у людей на первом месте удовлетворение потребностей в хорошем жилье, хорошей машине, одежде. Культура в это время находится на втором-третьем плане.  Есть четкие общие мировые закономерности развития стран. Хотя в целом, как страна, мы на среднеразвитом уровне, сейчас экономически сложный период, а значит, вновь немного откатываемся назад.  Во время кризиса большинство населения думает прежде всего о первичных потребностях. Как только положение выравнивается, идет рост, люди начинают больше ходить в кино, театр, ценить произведения искусства. Казахстан придет к тому времени, когда произведения искусства будут значить выше чем хлеб, но сейчас нам больше нужен хлеб, даже для среднего класса. Что касается высшего класса, то он довольно узкий, еще формируется.

А как же азиатский арт-рынок? В Китае, Индии искусство послужило стимулом, катализатором развития экономики.

Китай – другая страна. Там партийная система. У них появился богатый слой людей, которым надо было вкладывать средства, им дали установку, они ее выполняют. У нас другая система, прямое обращение, лозунги здесь не работают.

У нас также есть богатый слой, которому надо вкладывать в искусство. В Китае эту политику внутри страны проводит государство. В Индии другая модель, там процесс начинался извне. Индийское искусство раскручивали аукционные дома Кристис и Сотбис и первые покупатели были из разных точек мира. Когда индийские миллионеры увидели как иностранцы скупают индийских художников, тогда начали вкладывать, пошел бум, цены взлетели до небес. Сейчас арт-рынок в Индии, наряду с китайским, один из самых активно развивающихся.

В этих странах сложился устойчивый средний класс. Да, средний валовый доход на душу населения в Китае очень низкий, но ВВП и общее количество среднего класса в этих странах исчисляется сотнями миллионов человек, вот и все. Средний класс в Индии официально составляет 650-700 миллионов человек. В Китае, в силу коммунистической идеологии, реальную стратификацию населения скрывают, но там тоже счет идет на сотни миллионов. У нас, если на 17 миллионов населения и есть несколько миллионов среднего класса, то это неустойчивый показатель. Во-вторых, экономика Китая развивается с 1978 года, то есть уже 37 лет, из них лет пять бурного роста. А мы в развитии начали набирать темпы лишь с 2000 года, нам только 15 лет. Во время кризиса мы можем осмыслить внешние и внутренние факторы и выработать пути, когда не только хлеб, но продукты культуры будут сильно востребованы. Сегодня востребованность есть, но она низкая. Такова объективная ситуация.

У искусства Казахстана нет узнаваемого лица за его пределами. Вместе с тем, в мире есть большой интерес к Казахстану в целом, к его истории и культуре, к тому, что происходит у нас сейчас. Учитывая, что мировая художественная сцена нуждается в новых лицах, для наших художников это хороший шанс. Вы могли бы представить себе предпосылки, которые бы привели к возрастанию популярности казахстанского искусства в мире?

Условия уже начали созревать, понимание есть, появляются специалисты. Другое дело, что несколько вещей сдерживают. Это воспитание нового поколения специалистов и создание бренда. Речь не только о художниках. Казахстану, как художнику, нужен свой новый бренд. Именно поэтому Президент-Лидер нации предложил называть республику Страной Великой Степи. Для этого создается специальная политика брендирования. Турция, к примеру, пошла по этому пути и сейчас там уже многое появилось. Мы тоже начали идти по этому пути. В той же текстильной промышленности, вместо прежнего АХБК какие сейчас имена появились - Кауменова, фирма Зибро и другие! Такой же процесс брендирования должен идти и в сфере культуры. Помните, как Калмыкова раскручивали? Он талантливый художник и сегодня один из наших классиков, но в свое время Калмыков не считался классиком, а через брендирование он стал и узнаваем, и покупаем. И второе, мы еще не вышли на англоязычное пространство, живем, в основном, в русскоязычном мире. А когда выйдем на англоязычное пространство, будем работать по мировым пиар технологиям. Думаете, почему по каналу Евроньюс появляется казахстанский материал, например, о спорте? - мы ищем каналы пиар акций за рубежом.

 Язык искусства и есть самый лучший канал, он и без слов понятен. Бренд страны лучше делать через искусство.

Согласен, но нынешнее поколение искусствоведов не владеет английским языком, наши специалисты и общество в целом еще не готовы. Понимание есть лишь у узкого круга, таких специалистов по пальцам одной руки можно пересчитать, но критической массы людей, которые могут проводить такие акции, еще нет. Чтобы была узнаваемость в мире, нужен пассионарий, который должен начать пробивать стену и делать это профессионально. Я хорошо понимаю эти процессы внутри страны, но как они работают в мире, не знаю. Нужно, чтобы человек был пассионарием и набрал технологию и знания, чтобы выйти на мировой уровень. Этим человеком можете стать, например, вы.

Спасибо. С вами мы сделаем больше.Казахстанские художники сами себя не позиционируют как часть мирового процесса. Многие художники понимают необходимость что-то изменить, но в попытке соединить два в одном что-то одно отстает: либо творчество, либо коммерция. Во всем мире у каждого известного художника есть своя «группа поддержки», которая из имени художника создает бренд звезды и по всем правилам коммерции этот бренд раскручивает. Почему у нас малые предприятия арт-индустрии не считаются двигателем будущего казахстанской экономики, как в Англии?

Потому что в стране не сложилась внедренческая практика. Что у нас, мало «золотых» голов? Не буду говорить только о художниках, возьмем изобретателей: много ли мы внедрили в экономику, много ли создали на основе своих изобретений заводов? Это наше слабое место. Мы можем талантливейшие вещи изобретать, но они останутся безвестными, не внедренными…

Потому что за спиной, например, художника нет арт-менеджера, который занимался бы коммерциализацией его творчества.

Совершенно верно, нет системы коммерциализации. Только-только первые шаги делаем, первые люди появляются. Вы подняли очень правильный вопрос, но он упирается в уровень развития нашего общества. Не в таланты упирается - наш народ талантливый - а в отсутствие менеджерских качеств у специалистов. И второе, не хватает инвестиционного капитала. Вот этих двух вещей не хватает.

Есть ли возможность на законодательном уровне связать легализацию доходов богатых казахстанских граждан с инвестициями в отечественное искусство, подобно тому, как китайцы покупают только китайцев и цены на произведения местных авторов бьют все мыслимые рекорды?

За время легализации в страну вернулось 79 миллиардов тенге. В виде налогов заплатили 4 миллиарда тенге. Это немного. По оценкам, за рубежом может находиться до 150 миллиардов долларов. Даже если взять половину этого, разница большая: 75 миллиардов долларов и 75 миллиардов тенге. Наша задача - вернуть эти деньги в страну, а не связывать эти два процесса – легализацию и инвестиции в культуру - с законодательством напрямую. Свяжем на законодательном уровне, ничего не придет - ни в страну, ни в искусство. Но если найдем механизмы возврата этих миллиардов, то по законам общества они растекутся по всем слоям. Благодаря закономерности растекания, рыночная экономика и нефтяные деньги уже обеспечили нам рост благосостояния страны. Также и здесь, если из 75 миллиардов долларов хотя бы 20 миллиардов вернутся, то распределятся по всем слоям, и в большей степени автоматически пойдут в сферу культуры, потому что первичные и даже вторичные потребности людей, которые вывезли свои капиталы за рубеж, уже удовлетворены. Главное, чтобы пришли.

Во времена экономических потрясений искусство, как альтернативное инвестирование, служит убежищем для денег. Сегодня нефть, металлы, недвижимость не в цене.  Куда, как не в искусство, вкладывать тем, кто хочет легализовать деньги? 

Люди, которые имеют большие деньги, знают, куда вкладывать. За рубежом они уже вложили куда нужно, но если часть денег вернется, то чтобы сохранить их, будут вкладывать в культуру и искусство. Только так. Вариантов нет. Это социальная закономерность, многие страны через это прошли, а мы еще нет. Другое дело – дать людям гарантии, что правила игры в любой момент не изменятся, что не будет преследования за эти деньги. К примеру, имею деньги, привел их в свою страну, а условия игры поменялись, и я теряю и деньги, и свободу. Простили, так простили, легализовали, так легализовали. И пусть человек работает на страну, на людей, а он будет работать, если будет внутри страны. Часть денег пойдет на новое производство, новые технологии, часть - в культуру.

В середине 90-х я занималась переводами и мне в руки попала толстая книга, которая называлась «Закон об искусстве в США». Взялась за нее без энтузиазма, но потом увлеклась. Какой закон! - понятно, почему с 1960-х годов Америка по объему арт-рынка на первом месте в мире. Для коллекционеров - просто рай, деньги прямо из воздуха образуются: только за то, что человек держит коллекцию, начисляются проценты, скидки на налог и произведения ежегодно растут в цене. В Казахстане подобный закон об искусстве послужил бы механизмом возврата денег в страну. Вы, как депутат, лоббирущий в Парламенте такой выгодный для инвестора закон, вошли бы в историю Алматы, которой служили на посту зам акима по культуре долгие годы и хорошо знаете художественную среду города.

Не просто знаю, лично знаком со многими художниками, знаю, как они живут, чем дышат, своими глазами видел, что у них дома в запасниках лежит.

По какому принципу вы формируете свое собрание? Сколько в нем работ и во сколько оно оценивается?

У меня есть коллекция картин. Она сложилась в силу того, что общался с миром творчества. Коллекция подразумевает свое направление, у меня городской пейзаж. Когда я покупал и мне дарили картины, они стоили небольшие деньги – 100-200 долларов. Количество картин ни разу не считал, поэтому цену не знаю. Зачем? Это любимые картины, моя коллекция дорога мне по душе, а не по материальной ценности. Возможно, сейчас она выросла в цене, не знаю.

О чем речь! Никто в стране не имеет представления, сколько стоит его коллекция. В стране преобладает «подарочное» искусство, которое приобреталось за бесценок или в дар, и служат картины лишь украшением интерьера, не более. Откуда художнику знать, сколько стоит его искусство? Это работа эксперта. Инвестиционная привлекательность произведения искусства, не прошедшего экспертной оценки, равна нулю. В мире существует несколько систем ценовых индикаторов.  Надо создать структуру, которая занималась бы индексацией доходности картин казахстанских художников. И работы не так уж много, искусству Казахстана всего сто лет. Пусть специалист-оценщик определяет стартовую рыночную цену. А вдруг среди работ шедевры?

Из моих, думаю, 2-3 работы - точно шедевры. Я общаюсь с людьми, у которых есть коллекции картин, в их домах встречаются шедевры и владелец осознает это, но цену не знает. Большинство даже не подозревает, что картина может стоить целое состояние. Бывают в жизни истории, в которых владелец считал вещь безделушкой, а оказалась, что стоит миллионы. Такое почему-то всегда происходят за рубежом, хотелось бы чтобы и у нас в Казахстане.  Так что, если появится то, о чем вы говорите, я хотел бы знать цену своих картин, которые приобрел за бесценок. Знаете, вы такую хорошую тему подняли, вам и карты в руки! Мало, кто так мыслит, вы поднялись на уровень выше остальных. В вопросах арт-рынка у вас есть знание, опыт. Вы заняты этим делом, вот и организуйте. А мы - те, кто любит и понимает это дело и кто может чем-то помочь - готовы свое плечо подставить, прийти вам на помощь, но сами заниматься этим не будем, потому что мы в этом - просто любители, у нас другие дела.

Выстраивание отечественного рынка искусства может стать ответом Казахстана на жесточайший экономический кризис современности. Искусство стабильно, это единственный товар, цена на который после покупки может расти. У нас, как в Китае лет 10-15 назад, нет ни одного аукционного дома. Сегодня китайцы - самые дорогие художники в мире, там свыше ста аукционных домов, более 50 тысяч продавцов искусства.  Современное искусство – это целиком раскрутка, цены на арт-рынке почти все «сделаны», и сегодня на мировом рынке искусства 80 миллиардов долларов.

Однозначно - раскрутка, и это колоссальные деньги, но ведь доли Казахстана там нет. А какие у нас таланты! Искусство - твердая валюта. Вкладывать можно, стабильность и рост есть, а если будешь продавать, то обязательно получишь прибыль. К этому мы должны прийти, хотя страны разные, но закономерности одни и те же.

Уверена, члены закрытого клуба пойдут за вами, войдут во вкус. Согласна, что коллекция искусства – это хобби и вкус надо прививать, но это и социальный статус. Если имеешь коллекцию, у тебя соответствующее положение, пропуск наверх.

Согласен с вами. Давайте продолжим эту работу. 

Спасибо за беседу.